Гиперактивный ребенок: что делать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является хроническим недугом, который затрагивает миллионы детей и часто сохраняется и в зрелом возрасте. СДВГ включает в себя комплекс проблем, таких как сложность концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение.

Детям с СДВГ часто сталкиваются с проблемами в отношениях, им свойственна низкая самооценка, плохим поведение и низкие результаты в учебных заведениях. Таки проявления иногда пропадают с возрастом, однако некоторые люди всю жизнь чувствуют проявления СДВГ.

Лечению СДВГ не подается, он можно скорректировать многие его проявление. Лечение обычно включает в себя медикаментозную терапию и вмешательство в поведенческий процесс. Ранняя диагностика и своевременные меры по облегчению жизни ребенка с синдромом могут давать успешные и плодотворные результаты.

Причины гиперактивности ребенка

Хотя точная причина СДВГ не ясна, исследования проводятся по этот день.

Есть некоторые факторы, которые могут спровоцировать развитие СДВГ. Генная предрасположенность, окружающая среда, проблемы центральной нервной системы – считаются ключевыми показателями в прогрессировании этого заболевания.

Факторы более подробно, по пунктам:

  • Родственники по крови (например, один из родителей, брат или сестра) с СДВГ или с другим расстройством психического здоровья;
  • Воздействие токсинов окружающей среды — таких как свинец, в больших количествах находящийся в краске и трубах старых зданий;
  • Вредные привычки матери во время беременности: употребление наркотиков, употребление алкоголя или курение;
  • Воздействие ядов из окружающей среды на плод во время беременности (полихлорированные бифенилы (ПХБ);
  • Преждевременные роды;
  • Хоть сахар является распространенным виновником детской гиперактивности, но достоверных доказательств этой теории нет.

Гиперактивность является скорее симптомом, а не болезнью. Широко распространена среди детей трех- и пятилетнего возраста. Часто у гиперактивных детей интеллект выше среднего уровня. Эти дети, как правило, очень любознательны и любопытны.

Другие причины гиперактивности детей можно связать и с тем, что попадая в школу, уже обладают обширными знаниями и им попросту становится скучно. Еще одна распространенная ситуация – это когда стандарты поведения отличаются в домашних условиях и в самом общеобразовательном учреждении. Это может стать настоящей трудностью для ребенка, чтоб переключиться, перестроится на новый лад или приспособиться.

Иногда гиперактивность связывают и некоторыми медицинскими аспектами. К примеру – реакцией на лекарства. Повышенная активная работа щитовидной железы также может привести к гиперактивности. Прослеживается связь между эпилепсией, некоторыми психическими расстройствами. Но подобные диагнозы могут ставить только врачи.

Но есть и синдром гиперактивного поведения. Он также известен как минимальная мозговая дисфункция или синдромом дефицита внимания. Это немного отличается от примеров, приведенных выше, в котором гиперактивность описывается как симптом, когда ребенку чаще скучно. Синдром гиперактивности состоит из излишне активной деятельности, легкой отвлекаемости, быстрых сменах настроения, плохого контроля импульсов, слабой концентрации внимания, вспыльчивом нраве и проблемах с обучением.

Если появились проблемы в школе из-за поведения, должна быть налажена активная связь с учителями и проработка сложившейся проблемы в комплексе. Если гиперактивность началась после использования какого-то медицинского препарата, то следует прекратить его применение и обратиться к врачу.

Врач может диагностировать у ребенка минимальные расстройства мозга. В этой ситуации врач изучит нервную систему, проводит испытания мышечной координации, проверяет чтение и правописание. Так же испытают слух и зрение. После подробной диагностики врач сможет сделать заключение и разработать программу, которая будет направлена на улучшение ситуации.

Симптомы СДВГ могут проявляться в:

  • Сложности в концентрации внимания;
  • Излишней мечтательности;
  • Сложности в следовании инструкциям и правилам;
  • Организации задач и деятельности;
  • Забывчивости, потере необходимых вещей;
  • Неумении доводить начатые дела до конца;
  • Частом ерзании и лишних движениях;
  • Сложности усидеть на месте долгое время;
  • Чрезмерной разговорчивости;
  • Частых прерываниях других, вторжения в чужую речь или игры;
  • Проблеме ожидания своей очереди.

СДВГ чаще встречается у мужчин, чем у женщин, но и само поведение может быть очень разным для мальчиков и девочек. К примеру, у мальчиков гиперактивность более заметна, тогда как у девочек она, зачастую, проявляется в невнимательности.

Врачи отмечают, что гиперактивные дети требуют особого подхода и понимания со стороны родителей и педагогов. Специалисты рекомендуют начать с диагностики, чтобы исключить возможные медицинские причины повышенной активности. Важно создать структурированную среду, где ребенок сможет проявлять свою энергию, но в рамках определенных границ. Врачи советуют внедрять регулярные физические нагрузки, которые помогут ребенку выплеснуть избыток энергии и улучшить концентрацию. Также полезно использовать методы позитивного подкрепления, чтобы поощрять желаемое поведение. Кроме того, работа с психологом может помочь ребенку развить навыки саморегуляции и улучшить взаимодействие с окружающими. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его воспитанию должен быть индивидуальным.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ ребенок. Что делать родителям?ГИПЕРАКТИВНЫЙ ребенок. Что делать родителям?

Особенности гиперактивных детей

Большинство здоровых детей невнимательны, гиперактивны или импульсивны в тот или иной момент. Это вполне нормально для дошкольников иметь короткую по продолжительности концентрацию внимания и быть не в состоянии подолгу заниматься одним видом деятельности. Даже у детей старшего возраста и подростков концентрация внимания часто зависит от уровня их заинтересованности.

То же самое относится и к гиперактивности. Малыши более энергичны и просто естественно ,что у многих более высокий уровень активности, чем у других. Ставить диагноз СДВГ просто только потому, что кто-то отличается от своих друзей или братьев и сестер, нельзя.

У многих учеников случаются и проблемы в школе. Но если ребенок в привычном кругу общения не вызывает каких-либо подозрений, хорошо ладит со сверстниками, то, возможно проблема кроется совсем не в СДВГ. То же самое касается детей, которые могут быть гиперактивными или невнимательным дома, но школьные достижения и поведение не вызывают замечаний и дополнительных тревог.

Если возникли беспокойства и подозрения на СДВГ – следует обратиться к врачу. Сделав свое заключение, он может направить к специалисту более узкой специализации, но важно прежде иметь медицинскую оценку для проверки других возможных причин трудностей ребенка.

Если ребенку уже поставили диагноз СДВГ, то просто необходимо периодически консультироваться с врачом, пока симптомы в значительной степени не уменьшатся, затем — каждые три-четыре месяца, если симптомы устойчивые.

СДВГ может значительно усложнить жизнь детей:

  • Они часто отстают в обучении, что может привести к академической неуспеваемости и осуждению со стороны других;
  • Как правило, самое большое количество несчастных случаев и травм всех видов приходится именно на детей с синдромом гиперактивности;
  • Часто у них занижена самооценка;
  • Не редки случаи проблем взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;
  • Среди таких людей присутствует повышенный риск злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами.

Гиперактивные дети часто вызывают беспокойство у родителей и педагогов. Многие говорят о том, что такие дети требуют особого подхода и терпения. Важно понимать, что гиперактивность — это не просто избыток энергии, а состояние, которое может быть связано с особенностями нервной системы. Родители советуют создавать структурированную среду, где ребенок сможет реализовать свою активность. Регулярные физические нагрузки, занятия спортом и творчеством помогают направить энергию в нужное русло. Также полезно устанавливать четкие правила и распорядок дня, что помогает ребенку чувствовать себя более уверенно. Психологи рекомендуют не забывать о положительном подкреплении: хвалите ребенка за достижения, даже самые маленькие. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к его воспитанию должны быть индивидуальными.

Воспитание гиперактивного ребенка

Дайте своему чаду как можно больше любви. Дети должны как можно чаще слышать о том, что их любят и ценят. Упор только на негативные аспекты поведения ребенка может нарушить отношения и сильно повлиять на уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Если у ребенка трудности, то слова приободрения от взрослого, улыбка, похлопывание по плечу или объятия – могут сыграть важную роль. Нужно искать поводы для разумной похвалы, такие действия должны носить регулярный характер.

Найти время, чтобы наслаждаться общением с ребенком. Сделать усилие, чтобы принять и оценить те особенности его личности, которые отличаются от общепринятых норм. Один из лучших способов сделать это – просто совместно провести время. Это должно быть ваше личное время на двоих, чтобы никакие посторонние вам не мешали. Пробовать давать малышу позитивный настрой на каждый день.

Хорошо найти способ улучшить самооценку ребенка и потренировать чувство дисциплины. Дети с СДВГ часто показывают отличные результаты в творчестве, музыке или танцах, боевых искусствах. Не стоит заставлять их заниматься чем-то через силу или тем, к чему у них не проявляются способности. Все дети обладают особыми талантами и интересами, которые можно стимулировать. Небольшие частые успехи помогают улучшить самооценку.

Работа по организации. Нужно помочь ребенку собраться, помочь организовать расписание на каждый день и научить им пользоваться. Проследить, чтоб у ученика было комфортное, тихое рабочее место для учебы и занятий. Вещи должны лежать на своих местах. Необходимо постараться помочь организовать его пространство, сделать удобным и лаконичным.

Следует использовать простые слова и демонстрации, чтоб подсказывать ребенку направления и действия. Говорить медленно и спокойно, конкретно и обстоятельно. Давать одну задачу на определенный отрезок времени.

Организуйте регулярный график приема пищи, сна и приготовления ко сну. Можно взять крупно расчерченный календарь, чтобы отметить особенные мероприятия. Дети с СДВГ трудно принимают новое и тяжело приспосабливаются к изменениям. Поэтому лучше избегать или, по крайней мере, предупреждать их о внезапных переходах от одного вида деятельности к другому.

Убеждаться, в том, что ребенок отдыхал. Необходимо стараться не допускать переутомлений, потому что усталость приводит к тому, что симптомы СДВГ ухудшаются.

Определить сложные ситуации. Стараться избегать ситуаций, которые вызывают излишние трудности у ребенка, например, спокойно высидеть на каком-нибудь мероприятии, походы и покупки товаров в торговых центрах.

Запастись терпением. Постараться оставаться терпеливым и спокойным, когда имеется дело с СДВГ. Даже когда ребенок потерял контроль. Если взрослый держится спокойно, то и ребенок, скорее всего, переймет модель поведения и сам станет более спокойным.

Структура жизни. Структура не означает жесткость или железную дисциплину. Это означает упорядоченность и устройство окружающих вещей таким образом, чтобы жизнь гиперактивного мальчика или девочки была структурированная, предсказуемая и спокойная.

Стремиться к здоровым семейным отношениям. Отношения между всеми членами семьи играет большую роль в управлении или изменение поведения ребенка с СДВГ. Семьи, у которых прочные связи, гораздо легче решают проблемы воспитания.

Необходимо делать перерывы. Если у вашего чада диагностирован СДВГ, то надо обязательно давать себе перерывы сейчас и потом. Избавиться от чувства вины за проведение нескольких часов отдельно от ребенка. Если взрослый человек чувствует усталость и исчерпанность – просто необходимо делать какие-то перерывы и отдыхать, так как такие состояния сильно влияют на малыша и могут свести на нет многие достижения. Не стоит стесняться просить родственников и друзей о помощи. Также нужно убедиться, что няни и другие помощники хорошо осведомлены о СДВГ и готовы выполнять имеющиеся задачи и условия.

СДВГ: как учить уроки с ребенком? Обучение гиперактивных детей в школе и дома. Советы педагога СДВГСДВГ: как учить уроки с ребенком? Обучение гиперактивных детей в школе и дома. Советы педагога СДВГ

Вопрос-ответ

Как распознать гиперактивность у ребенка?

Гиперактивность у ребенка может проявляться в виде постоянной двигательной активности, трудностей с концентрацией внимания, импульсивности и проблем с выполнением заданий. Если вы замечаете, что ваш ребенок не может усидеть на месте, часто отвлекается и проявляет трудности в общении с другими детьми, это может быть признаком гиперактивности. Рекомендуется обратиться к специалисту для более точной диагностики.

Гиперактивность детей. Отклонение или норма?Гиперактивность детей. Отклонение или норма?

Какие методы могут помочь в управлении гиперактивностью?

Существует несколько методов, которые могут помочь в управлении гиперактивностью. Это включает в себя создание структурированного распорядка дня, использование положительного подкрепления за хорошее поведение, а также занятия физической активностью, которые помогут ребенку выпустить лишнюю энергию. В некоторых случаях может быть полезна работа с психологом или психотерапевтом.

Когда стоит обратиться к специалисту по поводу гиперактивности?

Если вы заметили, что поведение вашего ребенка вызывает значительные трудности в учебе, общении или в повседневной жизни, стоит обратиться к специалисту. Раннее вмешательство может помочь в разработке эффективных стратегий управления гиперактивностью и улучшении качества жизни как ребенка, так и его семьи.

Советы

СОВЕТ №1

Создайте структурированный распорядок дня. Гиперактивные дети часто чувствуют себя более комфортно, когда у них есть четкий график. Установите время для учебы, игр и отдыха, чтобы помочь ребенку понять, что ожидать в течение дня.

СОВЕТ №2

Поощряйте физическую активность. Регулярные физические упражнения помогают сжигать лишнюю энергию и улучшают концентрацию. Занятия спортом, прогулки на свежем воздухе или даже танцы могут стать отличным способом для ребенка выплеснуть свою активность.

СОВЕТ №3

Используйте техники релаксации. Научите ребенка простым методам расслабления, таким как глубокое дыхание или медитация. Эти навыки помогут ему справляться с волнением и стрессом, что может снизить уровень гиперактивности.

СОВЕТ №4

Обсуждайте эмоции. Помогите ребенку научиться распознавать и выражать свои чувства. Это может снизить уровень тревожности и помочь ему лучше контролировать свое поведение. Регулярные беседы о том, что он чувствует, могут значительно улучшить ситуацию.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Контакты
г. Москва (от м. Нагорная 1-2 мин)