На сегодняшний день много кто слышал про синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ), более того — многие родители сталкиваются с этим напрямую. С одной стороны, активность есть нормальным показателем для детского возраста, поэтому иногда и не вызывает подозрений. С другой стороны, всего хорошего должно быть в меру: гиперактивное поведение не только доставляет родителям хлопоты, но и сигнализирует о проблеме в отношениях ребенка и мира. Рассмотрим этот вопрос шире.
По последним данным, из 100 детей у 6-8 будет СДВГ. Чаще всего с проблемами этого синдрома сталкиваются уже в младшем дошкольном возрасте. У мальчиков он проявляется почти в два раза чаще, чем у девочек, но никто не знает почему.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
Не все дети с СДВГ гиперактивны, но для многих, у кого диагностировали этот синдром, сидеть спокойно практически представляется невозможным. Постоянная физическая активность может доставлять неприятность окружающим и быть настоящим кошмаром для учителей, ведь гиперактивные дети часто проявляют плохое поведение в классе. Но для детей с гиперактивностью, физическая активность не единственный аспект — их мозговая деятельность зачастую так же страдает. Мысли идут огромным потоком, в самых разных направлениях. Чтобы помочь ребенку научиться управлять собой и уменьшить гиперактивность, следует применять некоторые стратегии, помогать снижать физические уровни активности и успокаивать мысли.
Ребенок, у которого есть родственники с СДВГ, более подвержен развитию этого синдрома. Достоверно не известны причины появления СДВГ, хотя ученые и врачи считают, что это, связано с различной мозговой активностью, способностью и быстротой обработки информации.
Никто не заражается СДВГ нарочно, это не чья-то вина. И СДВГ не является инфекционным заболеванием, его нельзя подхватить от кого-то, как грипп.
В то время как гиперактивность может вызвать неадекватное поведение в некоторых ситуациях, следует помнить, что можно рассматривать ее и как позитивный признак. Многие взрослые с СДВГ ценят свою бесконечную энергию и считают, что они в состоянии достичь гораздо больше других. Нужно помочь детям научиться использовать чрезмерную энергию и направить е в нужное русло.
Дети с СДВГ невнимательны, гиперактивны и импульсивны. Они:
- находятся в постоянном движении;
- извиваются и ерзают;
- кажется, что никого не слышат;
- часто чрезмерно говорят;
- перерывают других;
- очень легко отвлекаются;
- не могут закончить начатое.
Врачи отмечают, что игры для гиперактивных детей могут сыграть важную роль в их развитии и социализации. Специалисты подчеркивают, что правильно подобранные игры помогают детям не только развивать моторику, но и учат их концентрации и вниманию. Например, активные игры на свежем воздухе способствуют выработке энергии и улучшению настроения, что особенно важно для гиперактивных детей.
Психологи рекомендуют использовать игры, которые требуют командной работы, так как это способствует развитию социальных навыков и умению взаимодействовать с окружающими. Важно, чтобы игры были разнообразными и интересными, чтобы удерживать внимание ребенка. Врачи также советуют родителям активно участвовать в играх, что не только укрепляет связь между ними, но и помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно.
Как выявляется синдром гиперактивности
Хотя у ребенка могут быть некоторые симптомы, которые похожи на СДВГ, это может быть что-то еще. Вот почему окончательный диагноз должен устанавливать именно врач.
Врачи ставят диагноз СДВГ после того, как себя проявили шесть или более конкретных симптомов невнимательности или гиперактивности на регулярной основе. Диагностирование — это процесс, который осуществляется в несколько шагов и включает в себя сбор большого количества информации из нескольких источников. Родители, ребенок, школьное окружение, другие лица должны быть вовлечены в оценку поведения испытуемого. Врач рассматривает поведение малыша с сопоставимыми показателями других детей того же возраста.
Первичная медицинская диагностика может определить, имеет ли место СДВГ, с использованием стандартных принципов, разработанных академией педиатрии, в которых оговаривается, что данный синдром может быть выявлен у детей в возрасте от 4 до 18 лет.
Тем не менее, весьма трудно диагностировать СДВГ у детишек младше 5 лет. Это потому, что у многих дошкольников проявляются некоторые симптомы СДВГ в различных ситуациях. Кроме того, дети очень быстро меняются в дошкольном возрасте.
В некоторых случаях поведение, которое выглядит как СДВГ может быть спровоцировано некоторыми факторами:
- резкие изменения в жизни (развод родителей, смерть кого-либо, переезд);
- медицинские расстройства, влияющие на функцию мозга;
- тревога;
- депрессия;
Врачи разделяют СДВГ на три типа:
- Сочетающийся тип (невнимательный, гиперактивный, импульсивный). У детей с этим типом присутствуют все три симптома. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
- Гиперактивный и импульсивный тип. Дети показывают как гиперактивное, так и импульсивное поведение, но по большей части, испытывают меньше трудностей с концентрацией внимания.
- Невнимательный тип. Раньше его называли синдром дефицита внимания (СДВ). Такие дети не слишком активны. Они не нарушают установленных норм поведения или другой деятельности, часто их симптомы могут остаться и вовсе не замеченными.
Как увлечь гиперактивного ребенка
Помогая ребенку с СДВГ, следует помнить, что это тяжелая работа, и к некоторым просьбам придется подходить творчески, с хорошим запасом нервов. Просто необходимо немного развлечься, натренировать растянутость концентрации внимания. Исследования показывают, что, играя каждый день, можно тренировать мозг и тело малыша. Именно в игровой форме гораздо лучше достигаются определенные цели, и это куда лучше, чем скучные задания, видеоигры или наказания.
Вот пять игровых примеров для тренировки концентрации внимания:
Мнения о играх для гиперактивных детей варьируются, но большинство родителей и специалистов сходятся на том, что такие игры могут быть полезными. Многие отмечают, что правильно подобранные игры помогают детям развивать концентрацию и координацию. Например, активные игры на свежем воздухе способствуют не только физическому развитию, но и социализации, что важно для гиперактивных детей.
Некоторые родители подчеркивают, что игры с элементами стратегии или головоломки могут помочь улучшить внимание и усидчивость. Однако есть и те, кто предупреждает о необходимости контроля времени, проведенного за играми, чтобы избежать переутомления. Важно находить баланс между активными и спокойными занятиями, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. В целом, игры становятся важным инструментом в воспитании и обучении гиперактивных детей, если подходить к их выбору с умом.
«Замораживание времени»
Возникла проблема научить своего егозу сидеть на месте? Играем! Нужно попросить ребенка сделать какой-нибудь набор движений, пока не прозвучит сигнал «Стоп». Тогда он должен замереть и постараться удержаться в «замороженной» позиции. Для начала 10 секунд будет вполне достаточно. Если малышу удастся остаться неподвижным все это время, он получит возможность превратить в статую кого-нибудь другого. В такую игру можно играть практически где угодно, ограничений нет.
Вариант для сказки с супергероем. Нужно представить, что ребенок пойман в магическую ловушку, его заморозили и теперь нужно немного подождать, пока кто-то волшебный не придет и не расколдует его.
Настольные игры
Следует дать ребенку возможность посидеть над головоломкой вместе с мамой или папой, раскрасить раскраску, нарисовать картинку пальчиковыми красками. Поплескаться вдоволь в воде, даже подойдет плавающая в раковине лодочка, наливания воды через воронку или сито. Эти мероприятия помогут малышу усидеть на месте и сосредоточиться.
Если не получается увлечь непоседу подобными играми – можно завлечь конкуренцией. Устроить гонку, чтобы выяснить, кто первый сможет поставить пять пазлов головоломки вместе, или кто может использовать все цвета для создания картинки. Количество времени занятия можно постепенно увеличивать. Обязательно нужно хвалить ребенка за достижения!
Включаем музыку
Дети СДВГ часто нуждаются в напоминании о текущей задаче, так как отвлекаются на посторонние вещи. Исследования показали, что музыка помогает мозгу организовать время и пространство, помогает в обучении и запоминании. Другими словами, для ребенка сложнее отвлечься от музыки, поэтому ум и тело лучше концентрируется на поставленной задаче. Хорошо разучить вместе с малышом песенки, в которых есть стихи с четкой последовательностью действий, тогда, напевая песенку, будет намного веселей и интересней, к примеру, убирать в комнате.
Так может быть интерпретирована любая задача. Для максимальной эффективности можно взять любимую мелодию ребенка. Даже если это будет проза под музыку – не страшно, лишь бы это заинтересовало кроху. Поощряйте его на написание новых текстов для собственных песен, чтобы захватить и другие необходимые к выполнению задачи. Детям нравятся такие игры, они охотно соглашаются делать простые вещи под музыку.
Сделать ребенка частью истории
Во время придумывания рассказа нужно задавать малышу наводящие вопросы, вовлекая его в создание истории. Это поможет тренировать мышление и сосредоточить внимание на персонаже рассказа. «Что собачка делает? А что она будет делать дальше в той или той ситуации? Что сделал бы сам ребенок, если бы оказался в этой истории?» Так же хорошо делиться и собственными мыслями и размышлениями, чтобы показать малышу, что рассказ действительно захватывающий и интересный.
Если это происходит не перед сном, то очень хорошо поощрять и физическое выражение и отображение рассказываемой истории. К примеру, ребенок может показать, как собачка ползает на четвереньках, как герой спасает сказочную принцессу или любое другое действие. Физическое обыгрывание персонажа помогает ему вовлечься в процесс больше, чем просто слушая и оставаясь постоянно на месте.
«Скажи это вслух»
Нужно поощрять ребенка к использованию само-трениговой технике разговора самим с собой, как действующего лица пьесы. Пускай пробует описывать вслух свои действия. Которые собирается сделать: «Я строю башню. Один … два … три блока. Ой-ой! Этот упал. Я попробую еще раз.»
Необходимо взять на себя инициативу и самостоятельно проговаривать свои запланированные задачи в качестве наглядного примера. «Я варю спагетти. Мне нужна большая кастрюля и много воды. Так, включаем газ. А что дальше? Соус!» Само-тренинг позволит ребенку закрепиться мысленно на задаче и последовательно, шаг за шагом выполнить.
Тренировка творческого потенциала
Хорошо, когда родители будут поддаваться своим детишкам в играх, маленькие победы укрепляют веру в себя и собственные силы. Так же не стоит забывать о похвале и поощрениях. Это никак не разбалует ребенка, а лишний раз обратит внимание на то, как хорошо наслаждаться завершенным делом.
Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности могут вести упорядоченную и спокойную жизнь, но им просто необходима помощь взрослых на самых ранних этапах взросления.
Вопрос-ответ
Какие игры лучше всего подходят для гиперактивных детей?
Для гиперактивных детей подойдут игры, которые требуют физической активности и вовлеченности. Например, подвижные игры на свежем воздухе, такие как “Салки”, “Прятки” или спортивные эстафеты. Также можно использовать настольные игры с элементами движения, такие как “Твистер”. Важно, чтобы игры были разнообразными и интересными, чтобы удерживать внимание ребенка.
Как организовать игровое пространство для гиперактивного ребенка?
Организация игрового пространства для гиперактивного ребенка должна включать безопасные зоны для активных игр и возможность свободного передвижения. Убедитесь, что в комнате достаточно места для игр, уберите острые предметы и хрупкие вещи. Используйте мягкие коврики и подушки для создания комфортной зоны для отдыха после активных игр.
Как помочь гиперактивному ребенку сосредоточиться во время игры?
Чтобы помочь гиперактивному ребенку сосредоточиться, можно использовать таймеры для ограничения времени на каждую игру и делать перерывы между ними. Также стоит выбирать игры, которые требуют концентрации и внимания, например, пазлы или настольные игры. Важно хвалить ребенка за успехи и поддерживать его интерес к игре, создавая положительную атмосферу.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте активные игры, которые требуют физической активности. Например, игры на свежем воздухе, такие как “Прятки” или “Классики”, помогут вашему ребенку выплеснуть энергию и развить координацию.
СОВЕТ №2
Включайте в игровой процесс элементы соревнования. Это может быть как командная игра, так и индивидуальные соревнования, которые стимулируют детей к активному участию и повышают их мотивацию.
СОВЕТ №3
Используйте игры на развитие внимания и концентрации. Например, игры с заданиями на запоминание или на выполнение последовательности действий помогут улучшить фокусировку и снизить уровень гиперактивности.
СОВЕТ №4
Создайте расписание игр и активностей. Регулярные занятия помогут вашему ребенку привыкнуть к режиму и снизить уровень беспокойства, что в свою очередь может уменьшить гиперактивность.