Дизартрией называют один из видов нарушения речи. Причиной становится поражение центральной нервной системы различного генеза. Особенность речи таких детей — это неправильное произношения большого количества звуков. Происходит расстройство именно членораздельной речи, нарушено восприятие и разборчивость речи. Заболевание не является самостоятельным дефектом, причина дизартрии — нарушение центрального механизма речи, возникают моторные трудности. То есть, данное заболевание является проявлением какого- либо мозгового поражения.
Симптомы дизартрии у детей
При этом заболевании нарушена передача электрических импульсов от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. Проявляются нарушения, связанные с определенными группами мышц, которые иннервируются черепно-мозговыми нервами.
У детей грудного возраста возникают сложности при вскармливании, так как мышцы губ и языка находятся в состоянии пареза. Такие дети часто поперхиваются, склонны срыгивать, вяло сосут грудь.
Когда ребенок достигает первого этапа развития речи, родители или врач при опросе выявит отсутствие лепетных слов у ребенка, гнусавость некоторых звуков. Ребенок начинает произносить первые слова поздно (в 2- 2,5 года).
При дизартрии будет ограничена подвижность мимической и речевой мускулатуры. Речь у таких детей смазанная, звуки нечеткие, голос может быть тихим или наоборот резким. Характерна потеря плавности речи и изменение ее темпа (замедленная или ускоренная).
Врачи отмечают, что дизартрия у детей является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода к диагностике и лечению. Это нарушение артикуляции может возникать по различным причинам, включая неврологические заболевания, травмы или генетические факторы. Специалисты подчеркивают важность раннего выявления симптомов, таких как нечеткая речь или трудности с произношением отдельных звуков. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на успешное восстановление речевых навыков. Врачи рекомендуют проводить занятия с логопедами, а также использовать специальные упражнения для развития моторики речевого аппарата. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе, создавая поддерживающую среду для ребенка.
Формы дизартрии у детей
Дизартрию принято разделять по степеням тяжести:
- Тяжелая степень. Анартрия. Нарушение членораздельности речи, у ребенка нет артикуляционных движений. При этом ребенок хочет говорить, имеет словарный запас, может правильно грамматически построить предложение, но мышцы, отвечающие за артикуляцию, не работают из-за нарушения проведения к ним нервных импульсов.
- Типичная форма дизартрии или дизартрия средней степени. У ребенка присутствует устная речь, но ее тяжело понять, произношение нечленораздельное, грубое нарушение произношения звуков, интонации, дыхания и голоса.
- Легкая или стертая степень дизартрии. Вышеперечисленные симптомы (речевые, психологические, неврологические) выражены не четко. Иногда эту форму дизартрии путают с дислалией, однако, для детей с дизартрией характерна очаговая симптоматика.
Также, дизартрию принято делить по месту поражения:
- Дизартрия бульбарного происхождения. Одновременно поражены пять пар черепно-мозговых нервов. Обычно проявляется при детском церебральном параличе. При этом будут нарушения со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как поражение затрагивает жизненно важные центры, такой ребенок долго не живет. В педиатрии эта форма поражения встречается редко. Если ребенок страдает бульбарной дизартрией, у него будет наблюдаться трупная позиция голосовых связок. При еде надгортанник будет всегда закрывать вход в гортань. Мягкое небо висит из–за отсутствия тонуса, пища может попасть в полость ушей или носа.
Для таких детей характерны частые воспалительные заболевания вовлеченных в патологический процесс органов. У них нарушено глотание и затруднено дыхание, можно заметить нарушение тембра голоса и его гнусавость.
Если поражена пятая пара черепно-мозговых нервов, больной не сможет пошевелить ноздрями, наморщить лоб, для него характерно отсутствие морщин. Рот всегда открыт, ребенок не может надуть щеки и закрыть глаза.
Нарушена функция жевательных мышц, у больного повышенное слюноотделение. Мышцы шеи также не получают должной иннервации, поэтому голова ребенка находится в наклоненном состоянии.
Если задета шестая пара ЧМН, лицо ребенка становится амимичным, подобным лицу мертвеца. Он не может пошевелить губами, изобразить причмокивание, поцелуй и т.д.
При поражении подъязычного нерва (двенадцатая пара) у ребенка будет нарушено произношение речевых звуков, мышцы языка парализованы, следовательно, речь невозможна.
- Псевдобульбарная дизартрия. Наиболее часто встречающийся тип поражения. Нарушено дыхание, речь, функции жевательных мышц. Различие с бульбарной дизартрией в уровне поражения. Нарушены пирамидные и проводниковые пути передачи импульсов. Характерен спазм мышц, рот ребенка сжат, слюнотечение. Повышенный тонус мышц языка, однако, мышцы плохо кровоснабжаются, холодные и твердые. Типичный признак данной формы дизартрии — одностороннее поражение, при котором на мышцы будут развиваться неравномерно (гипер- и атрофия на противоположных сторонах). Можно наблюдать, как мышцы губ «помогают» неработающим мышцам языка — явление синкинезии.
- Подкорковая дизартрия. Поражение подкорковых образований, отвечающих за плавность речи, красивое и экономичное движение органов артикуляции. При поражении подкоркового аппарата повышается тонус мышц, могут проявляться дрожание и гиперкинезы, дополнительные мышечные движения. При этом мышцы малоподвижны. Язык дрожит, его положение при произношении недифференцировано, речь ребенка напоминает таковую при заикании.
- Мозжечковая форма дизартрии. Поражение локализовано на уровне мозжечка головного мозга. Это всегда тяжелое заболевание. У ребенка заметна несочетанность артикуляции, голоса, дыхания. В мышцах снижен тонус, дети с этой формой дизартрии падают, не могут прямо двигаться. Речь похожа на речь пьяного человека, но коррекции поддается легче, чем дыхание.
- Корковая форма дизартрии. Поражение локализуется в нижней трети центральной фронтальной извилины. Неправильно произносится большинство звуков, мышцы работают в неправильной последовательности. Ребенок не в состоянии сделать простые задания, движения, не выполняет по просьбе артикуляционную позу. Редко бывает тяжелого течения.
Дизартрия у детей — это нарушение артикуляции, которое может вызывать беспокойство у родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие дети сталкиваются с трудностями в общении, что может негативно сказаться на их самооценке и социальном взаимодействии. Родители часто делятся опытом, как важно раннее выявление проблемы и обращение к логопеду. Специалисты подчеркивают, что комплексная терапия, включающая занятия с логопедом и специальные упражнения, может значительно улучшить речь ребенка. Также важно создать поддерживающую атмосферу, где ребенок будет чувствовать себя комфортно, общаясь с окружающими. Обсуждая эту тему, многие родители отмечают, что терпение и понимание со стороны близких играют ключевую роль в процессе реабилитации.
Лечение дизартрии у детей
Полноценное лечение дизартрии займет несколько месяцев. Терапию начинают обычно в условиях стационара (до месяца), продолжают в домашних условиях.
Препараты, назначаемые неврологом:
- Сосудистого спектра. Кавинтон при апраксии, афазии, двигательных расстройствах. Винпоцетин при нарушении мозгового кровообращения, головных болях и головокружениях, расстройствах памяти. Глиатилин и инстенон при дизартрии. Циннаризин при ишемии. Стугерон при расстройстве памяти, головокружении, нарушенном мозговом кровообращении.
- Ноотропные препараты. Пантокальцин при отставании умственного и психического развития. Энцефабол при нарушениях в поведенческой сфере. Пикамилон при астении, вегето- сосудистых дистониях, нарушенном мозговом кровообращении. Пантогам при умственном отставании, нарушении мочеиспускания, различного происхождения подкорковых гиперкинезах.
- Группа метаболических препаратов. Для улучшения обмена веществ Кортексин. Актовегин при расстройстве двигательной функции. Церебролизин после хирургических вмешательств на головном мозге, психических расстройствах и нарушенной памяти. Церебролизат при посттравматических состояниях, слабой памяти.
- Витаминные препараты. Любые комплексы с витаминами группы В (мильгамма, нейровитан).
- Успокоительные медикаменты. Детский Тенотен, Персен, Ново- Пассит, Успокой. Применяют при повышенной возбудимости, снижении внимания и памяти.
Для коррекции дизартриков применят специальный логопедический массаж. В основном присутствуют элементы легкого разминания, аккуратные движения, чтобы не вызвать развитие гиперкинеза.
Применяют методы лечебной физкультуры, общего закаливания, иглорефлексотерапию, метод лечения пиявками (гирудотерапия).
Эффективна и методика специальных дыхательных упражнений по А.Стрельниковой. Особое внимание в этой парадоксальной гимнастике уделяется вдоху. Он должен быть импульсивным, кратковременным, активным, эмоциональным. Выдох пассивный. Вдох обеспечивается сжимающими грудную клетку движениями. Работают все части тела, поэтому эффективность у данного вида лечения высокая. При этом заметно улучшается тканевое дыхание, потребление кислорода клетками. Курс дыхательной гимнастики займет до 5 месяцев, частично он проводится в стационаре, затем возможно и в амбулаторных условиях.
Родители должны помнить, что эффект от лечения будет тем выше, чем чаще и усерднее сами родители будут заниматься с ребенком — дизартриком. Ни один логопед не поможет без участия родителей. Дома можно использовать разные логопедические упражнения, игры. Разучивайте больше пестушек, поговорок и пословиц с малышом, сами сочиняйте активные игры, больше общайтесь с ребенком. Старайтесь все действия озвучивать, рассказывайте стихотворения и пойте песни ребенку. Потом сам ребенок захочет спеть вам, за что вы обязательно его похвалите. И ни в коем случае не ругайте за неудачи. Лучший путь к выздоровлению — это похвала и регулярные совместные занятия.
Вопрос-ответ
Что такое дизартрия и как она проявляется у детей?
Дизартрия — это нарушение артикуляции, которое возникает из-за проблем с мышцами, отвечающими за речь. У детей это может проявляться в нечеткой или медленной речи, трудностях с произношением отдельных звуков и слов, а также в изменении тембра голоса. Часто дети с дизартрией могут испытывать трудности в понимании и использовании языка в общении.
Каковы основные причины дизартрии у детей?
Причины дизартрии могут быть разнообразными и включают неврологические расстройства, такие как церебральный паралич, травмы головы, а также генетические факторы. Кроме того, дизартрия может развиваться в результате заболеваний, влияющих на мышцы и нервную систему, например, при миастении или боковом амиотрофическом склерозе.
Какие методы лечения существуют для детей с дизартрией?
Лечение дизартрии у детей обычно включает логопедическую терапию, направленную на улучшение артикуляции и дыхательных навыков. В некоторых случаях могут быть полезны занятия с нейропсихологом или использование специальных устройств для улучшения коммуникации. Важно, чтобы лечение было индивидуализированным и проводилось под наблюдением специалистов.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту. При первых признаках дизартрии у ребенка важно проконсультироваться с логопедом или неврологом. Раннее вмешательство может значительно улучшить результаты лечения и помочь ребенку быстрее освоить навыки речи.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку комфортные условия для общения. Слушайте его внимательно, не перебивайте и не исправляйте на ходу. Это поможет ему чувствовать себя уверенно и снизит уровень стресса при общении.
СОВЕТ №3
Регулярно занимайтесь с ребенком. Проводите специальные занятия по развитию речи, используя игры и упражнения, направленные на улучшение артикуляции и дыхания. Это не только поможет в коррекции дизартрии, но и сделает процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №4
Следите за эмоциональным состоянием ребенка. Дизартрия может вызывать у детей чувство неуверенности и стыда. Поддерживайте его, хвалите за успехи и помогайте справляться с негативными эмоциями, чтобы он не терял мотивацию к обучению.